ALL-JURIST.RU - все юридические услуги, все юристы, все юридические компании - НЕЗАВИСИМЫЙ ПОРТАЛ
ВАШ ГИД В МИРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ


Разработка инновационных проектов. Акселерация бизнеса


Разделы сайта:
ВСЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ
все юридические компании и адвокатские образования
ЮРИСТЫ
информация обо всех юристах москвы
ЛИТЕРАТУРА
Юридическая литература
СЕМИНАРЫ
Юридические семинары
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
основные юридические понятия


ФОРУМ



Юридические статьи, публикации. Научные работы.



Что может лучше доказать компетентность специалиста, чем публикация статьи? Размещение Ваших работ на страницах ALL-JURIST делает Вас не только известнее(хорошим юристам это не помешает), но и идет на пользу Вашей научной деятельности, посколько позволяет обсудить все сложные вопросы с коллегами.

Присылайте Ваши статьи на portal@all-jurist.ru, либо добавьете их через панель Мой All-Jurist.ru и следите за обновлениями! Не забудьте указать Ваше ФИО и доп. данные(по желаению).

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ IPTV ПРОЕКТОВ В РОССИИ

Категория: Статьи, публикации


В данной статье речь пойдет только о такой разновидности интеллектуальной собственности на IPTV контент, как литературная и художественная собственность. К ней традиционно относят авторское право и смежные права. Деление интеллектуальной собственности на два самостоятельных вида: промышленную собственность и литературную и художественную собственность было установлено Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности (ВОИС). Стоит напомнить, что Россия является членом ВОИС с конца 60-х годов прошлого века.
Основное отличие IPTV вещания от таких традиционных и привычных для телезрителя форм вещания, как эфирное, спутниковое и кабельное – это интерактивные возможности IPTV. В рамках IPTV платформы существует возможность одновременной передачи данных в режиме реального времени (он-лайн), как от вещателя к телезрителю, так и наоборот.
Среди таких интерактивных возможностей можно выделить несколько основных:
а) большие видео библиотеки «премиум» и архивного контента, доступ к которым вещатель предоставляет телезрителю по требованию (так называемые услуги «on-demand»);
б) большое количество виртуальных телеканалов с предоставлением вещателем возможности телезрителю остановить в любое удобное для него время просмотр (поставить на «паузу») телепередачи и затем опять же в удобное для него время возобновить просмотр этой телепередачи;
в) интерактивные возможности у телезрителя в режиме реального времени осуществлять голосование, участвовать в программировании и т.д.;
г) возможность получения вещателем (а следовательно и рекламодателями, правообладателями и другими заинтересованными сторонами) точной и недвусмысленной информации о том, как, когда и кем был потреблен тот или иной контент.
Законодательство об авторском праве большинства стран мира, включая и Россию, не содержит прямых упоминаний об IPTV вещании. Это связано с тем, что это достаточно новый и бурно развивающийся вид цифровых он-лайн услуг. Вместе с тем в законодательство каждой цивилизованной страны мира были адаптированы положения так называемых Интернет-договоров ВОИС (Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам), посвященные цифровым он-лайн авторским и смежных правам. И хотя Россия до сих пор не присоединилась ни к одному из этих основополагающих международных нормативных актов, некоторые положения этих договоров все же вступили в силу на территории России 1 сентября 2006 года. А именно – право на доведение произведений, исполнений, фонограмм и передач организаций вещания до всеобщего сведения. В российской прессе этот вид авторских и смежных прав очень часто просто называют новым Интернет-правом авторов, артистов, продюсеров и организаций вещания. Исходя из интерактивных возможностей IPTV, это новое Интернет-право и является одним из основных видов авторских и смежных он-лайн прав на IPTV контент, которое необходимо с 1 сентября 2006 года приобретать каждому российскому вещателю у всех указанных категорий правообладателей.

Вступившая в силу с 1 января 2008 года 4 часть ГК РФ также содержит ряд статей, посвященных новому Интернет-праву. Но главной новацией 4 части ГК является деление обладателей этого нового Интернет-права на две категории: первичные и вторичные собственники. Под первичными собственниками в 4 части ГК понимаются авторы, артисты, продюсеры и организации вещания.
Под вторичными собственниками понимаются издатели, фирмы грамзаписи и организации вещания, осуществляющие ретрансляцию телепрограмм.
Основным отличием формирующегося российского IPTV рынка от аналогичных рынков Великобритании, Франции и Италии является отсутствие каких-либо договоренностей между обладателями прав на IPTV контент и IPTV вещателями относительно установления четких правил «игры». Например, во Франции в 2005 году было заключено соглашение о внесении дополнений в Протокол от 1996 года между Национальным Аудиовизуальным Институтом и всеми французскими авторскими обществами о предоставлении Институту права использовать каталоги аудиовизуального контента в Интернет, Мобильном ТВ и в любых формах цифровых услуг по требованию. В Италии существует соглашение между итальянским IPTV вещателем Fastweb и итальянским авторским обществом SIAE. По которому Fastweb выплачивает в SIAE определенный процент от стоимости услуги видео по требованию. В рамках Евросоюза для IPTV вещания было введено так называемое пан-европейское лицензирование. Суть такого лицензирования состоит в следующем: IPTV вещатель, расположенный во Франции вправе по своему выбору обратиться за лицензией на использование IPTV контента не во французское авторское общество, а в любое другое авторское общество Евросоюза, и это общество обязано выдать ему одну лицензию на территорию всего Евросоюза, включая и Францию. Таким образом IPTV вещатель легально избавлен от необходимости получать отдельные лицензии во всех авторских обществах Евросоюза, выплачивать в каждое из них вознаграждение и согласовывать с каждым из них условия лицензионных соглашений. Налицо существенная экономия не только времени на «очистку» авторских прав всех авторов Евросоюза, но и на выплату вознаграждения правообладателям.
К сожалению, большинство российских IPTV вещателей в настоящее время заняты решением более «простых» вопросов, касающихся использования авторских и смежных прав на IPTV контент. Подобные вопросы в силу целого ряда объективных причин никогда не возникали среди IPTV вещателей за пределами России. И, прежде всего, потому, что за пределами России никому и никогда не приходило в голову «приостановить действие» рыночных отношений в сфере авторских и смежных прав, как это сделали в СССР после 1917 года.
Вот некоторые из этих «простых» вопросов.
Интеллектуальные права на песню или интеллектуальные права на трек. Что важнее?
Некоторые российские IPTV вещатели считают, что важнее интеллектуальные права на трек. И вот почему. Раз потребителя интересует трек и он готов именно за него платить свои деньги, то важнее права на трек, а не на песню. С правовой точки зрения такая позиция не выдерживает никакой критики. Песня это объект авторского права (музыкальное произведение с текстом), а трек это объект смежных прав (фонограмма). Музыкальное произведение всегда первично, а фонограмма (звуковая запись исполнения песни) всегда вторична. Не существуй песни (музыки и текста), не было бы и фонограммы. Для создания и использования фонограммы во всем мире, включая и Россию, необходимо прежде получить разрешение у обладателя интеллектуальных прав на музыку и текст. А уже на использование трека необходимо получить разрешение у обладателя интеллектуальных прав на исполнение и на фонограмму. Таким образом, важно и то и другое.
Сколько процентов интеллектуальных прав нужно приобрести на IPTV контент?
Этот вопрос напрямую связан с предыдущим. Некоторые российские IPTV вещатели считают, что достаточно будет ограничиться приобретением интеллектуальных прав только на трек. На первый взгляд сразу можешь приобрести у одного обладателя смежных прав на трек (фонограмму) все 100% смежных прав. Причем 100% смежных прав и на исполнение и на фонограмму. А вот с авторскими правами все гораздо сложнее. Ведь композиторов и авторов текста в одной песне может быть несколько. Более того, каждый из них может передать свою долю (процент) авторских прав разным музыкальным издателям. И необходимо будет «собирать» у всех этих издателей все доли авторских прав, чтобы в итоге получить 100% авторских прав на песню. Процесс достаточно трудоемкий и затратный. И не всегда он заканчивается успешно. С некоторыми российскими авторами и издателями вообще нельзя ни о чем договориться в силу тех или иных причин. С точки зрения действовавшего и ныне действующего российского законодательства об авторском праве и смежных правах IPTV вещателю необходимо приобрести у обладателей прав на IPTV контент 100% авторских и 100% смежных прав. В противном случае вещателя могут обвинить в «пиратстве» со всеми вытекающими из этого неблагоприятными последствиями.
Каталог рекорд лейбла или каталог музыкального издателя. Что общего и в чем отличие?
Термином «рекорд лейбл» в мире принято обозначать коммерческое предприятие - фирму грамзаписи. Фирма грамзаписи является вторичным собственником интеллектуальных смежных прав: смежных прав артиста-исполнителя и смежных прав продюсера фонограммы. А под каталогом фирмы грамзаписи понимают не список выпущенных фирмой компакт-дисков и других материальных носителей, а список исключительных смежных прав на исполнение и фонограммы, владельцем которых является фирма грамзаписи. Основное отличие каталога фирмы грамзаписи от каталога музыкального издательства заключается в том, что фирма грамзаписи всегда контролирует 100% смежных прав, как на исполнение, так и на фонограмму. И следовательно всегда может предоставить IPTV вещателю эти 100% процентов смежных прав. Но есть и исключения из этого общемирового правила. Это фонограммы советского монополиста в сфере звукозаписи «Фирмы Мелодия» и фонограммы из архива Гостелерадиофонда СССР. Законодательство СССР не содержало такого понятия как смежные права артистов-исполнителей и поэтому не требовало заключения с ними каких-либо письменных контрактов о передаче смежных прав на исполнение. Достаточно было артисту расписаться в ведомости на получение разового вознаграждения за создание для фирмы «Мелодия» студийной фонограммы и все формальности были соблюдены. Что касается хранящихся в архиве Гостелерадиофонда СССР фонограмм, созданных в результате записи трансляции «живых» концертов, то для создания подобных фонограмм законодательство СССР не требовало от советских организаций получать у артиста какие-либо разрешения на создание и дальнейшее использование фонограммы, и не предусматривало выплату артисту какого-либо вознаграждения. В 90-е годы прошлого века многие известные советские артисты или их наследники, руководствуясь положениями российского законодательства об авторском праве и смежных правах от 1993 года, в судебном порядке запрещали использование подобных фонограмм без своего согласия и без получения соответствующего вознаграждения. Таким образом, в настоящее время IPTV вещатель может получить на подобные фонограммы только 50% процентов всех смежных прав. И это будут только смежные права изготовителя фонограммы. А в дальнейшем ему предстоит самостоятельно «очищать» оставшиеся 50% процентов смежных прав напрямую у артистов-исполнителей или у их наследников.
Музыкальное же издательство – коммерческое предприятие, приобретающее у авторов (композиторов и авторов текста) исключительные авторские права на песни с целью последующего предоставления за деньги фирмам грамзаписи, радио и телекомпаниям, концертным организациям и иным юридическим и физическим лицам неисключительных лицензий на использование авторских прав. И каталог музыкального издательства составляют контролируемые им исключительные авторские права на музыкальные произведения. Музыкальное издательство, как правило, не всегда контролирует все 100% авторских прав на музыкальное произведение. Например, оно может приобрести права у композитора песни, но не сможет договориться с автором текста. И автор текста передаст свои исключительные авторские права другому издательству.
Что будет, если попробовать решать все эти вопросы не так, как они регулируются действующим законодательством и общемировой практикой ведения издательского и фонографического бизнеса, можно показать на отрицательном примере реализации одного из российских IPTV проектов. Некий крупный московский банк, решив выступить инвестором IPTV проекта, заказал подконтрольной ему структуре разработку бизнес-плана IPTV проекта. Но при этом он поставил следующие обязательные условия. Объем легальных интеллектуальных прав на контент у создаваемого на деньги банка IPTV вещателя должен почему-то быть точно таким же, как и у музыкального Интернет-магазина. Для реализации поставленной задачи IPTV вещатель должен будет заключить с одним из западных рекорд-лейблов контракт на приобетение 100% объема авторских и смежных прав на контент. В ходе реализации данного IPTV проекта выяснилось, что IPTV вещатель может приобрести у западной фирмы грамзаписи только смежные права на фонограммы. А авторские права на песни из этих фонограмм ему придется приобретать у различных музыкальных издателей самостоятельно. В итоге реализация бизнес-плана данного проекта привела к тому, что IPTV вещатель приобрел только 20% смежных прав на один из видов IPTV контента, а именно – на фонограммы. У IPTV вещателя возникла острая необходимость приобретения авторских и смежных прав на все остальные виды IPTV контента: кинофильмы, телепрограммы и т.д. В результате произошло непрогнозируемое банком резкое увеличение стоимости реализации IPTV проекта.

Алексей Кондрин - Руководитель Интернет-проекта «Independent Copyright Management Consulting»

Илья Кондрин – Российская Академия Правосудия Верховного Суда России и Высшего Арбитражного Суда России.


Комментарий Написал: mimichak Дата:6 декабря 2008 18:33


Комментарий Написал: vovanchik Дата:7 декабря 2008 15:00


Комментарий Написал: vdomstroi Дата:10 декабря 2008 14:40


Комментарий Написал: Gusho Дата:27 декабря 2008 02:18


Комментарий Написал: Плиточные работы Дата:29 декабря 2008 06:31


Комментарий Написал: allmedicines Дата:5 января 2009 02:00


Комментарий Написал: DenisR Дата:5 января 2009 08:39


Комментарий Написал: AlexC Дата:6 января 2009 11:55


Комментарий Написал: UrikG Дата:7 января 2009 13:39


Комментарий Написал: georgik Дата:8 января 2009 15:39


Комментарий Написал: bgoode Дата:8 января 2009 21:11


Комментарий Написал: Плиточные работы Дата:11 января 2009 05:43


Комментарий Написал: Borisf Дата:12 января 2009 10:55


Комментарий Написал: Vektor Дата:13 января 2009 15:40


Комментарий Написал: Виктор Дата:14 января 2009 07:24


Комментарий Написал: Dukasa Дата:14 января 2009 18:21


Комментарий Написал: Kazilli Дата:15 января 2009 12:31


Комментарий Написал: Tojally Дата:16 января 2009 13:07


Комментарий Написал: Mazura Дата:18 января 2009 12:29


Комментарий Написал: Kostyani Дата:20 января 2009 13:44


Комментарий Написал: Vitaly789 Дата:24 января 2009 16:45


Комментарий Написал: Milovich Дата:7 февраля 2009 22:37


Комментарий Написал: stroifedka Дата:9 февраля 2009 23:35


Комментарий Написал: fifunskn Дата:10 февраля 2009 14:18


Комментарий Написал: Bruce_RTK Дата:15 февраля 2009 03:56


Комментарий Написал: koiliask Дата:17 февраля 2009 17:26


Комментарий Написал: Анек Дата:23 февраля 2009 04:04


Комментарий Написал: mozgof-net-ru Дата:3 марта 2009 13:13


Комментарий Написал: GosManager Дата:4 марта 2009 19:40


Комментарий Написал: tovarishahtung Дата:5 марта 2009 13:15


Вернуться назад << [1] >>
© 2005-2006. Все права защищены.
Мой All-Jurist.ru
Логин
Пароль


Новое на форуме: